Обоюдное нарушение при ДТП

Обоюдная вина при ДТП по ОСАГО

Обоюдное нарушение при ДТП

Обоюдная вина при ДТП возникает у водителей довольно часто. Особенные сложности обоюдная вина приносит при попытке получить выплату по ОСАГО.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в России практически не осуществляются.  В очень редких случаях страховая компания может заплатить небольшой процент от стоимости ущерба при обоюдной вине.

1. Что такое обоюдная вина при ДТП?

Обоюдная вина в ДТП означает, что причиной ДТП явились виновные действия водителей, которые в нем участвовали. Обычно, обоюдная вина возникает при случае, когда в ДТП участвовали два транспортных средства, водители каждого из которых нарушили ПДД РФ.

2. Каковы действия ГИБДД при обоюдной вине участников ДТП?

В случае, если ДТП совершено при обоюдной вине водителей, ГИБДД обычно устанавливает факт нарушения Правил Дорожного Движения РФ каждым из участников. Например, одному участнику может быть вменено несоблюдение приоритета при движении, а другому несоблюдение скоростного режима. То есть, из документов ГИБДД будет видно, что нарушили оба участника ДТП.

Однако, бывают и случаи, при которых вина водителей в ДТП вообще не установлена органами ГИБДД.

Такое бывает нередко и происходит, если показания свидетелей со стороны каждого водителя и показания самих водителей «не сходятся» между собой.

Поэтому, несмотря на наличие вины кого-то из водителей, сотрудники ГИБДД могут написать в документах, что «вина не установлена ввиду противоречивости показаний».

3. Как определить наличие вины или степень вины при ДТП с обоюдной виной водителей?

Как следует из положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ, вина каждого из водителей определяется судом. Суд может определить степень вины каждого из водителей по 50%, либо в любом другом соотношении, 10% на 90%, 20% на 80%, 30% на 70% или 40% на 60%.

При этом, при определении степени вины суд будет учитывать причинно-следственную связь между действиями каждого из водителей. Ярким примером такого исследования является ситуация, когда один водитель в темное время суток врезается в припаркованный в нарушение правил на обочине дороги другой автомобиль.

С одной стороны виноваты оба. Один быстро ехал, не учитывая темное время суток, а другой припарковал машину с нарушением. Но в данном случае, суд будет выяснять, чьи же действия из водителей являются непосредственной причиной ДТП.

Для этого необходимо ответить на простой вопрос: «Безусловно ли действия того и другого водителя приводили к ДТП»?

В первом случае водитель, который ехал в темноте без учета особенностей движения в темное время суток, врезался бы в любой объект, находящийся на месте припаркованного автомобиля. В том числе и в человека, либо же животное.

Между тем, водитель авто, нарушивший правила парковки, хоть и явился объектом ДТП, но лишь как объект.

Поэтому, в данной ситуации 100% вина в дтп будет именно водителя, двигавшегося с нарушением скоростного режима. А водитель, нарушивший правила парковки, хоть и нарушил ПДД РФ, но в ДТП не виноват.

Почему степень вины распределена именно так, ведь водитель, который нарушил правила парковки, тоже виноват?

На самом деле, определение степени вины в гражданско-правовом процессе (когда суд определяет вину для взыскания убытков и ущерба) и в административном праве (ГИБДД) имеют одно важное различие. В первом случае суд устанавливает истинного виновника, чьи действия привели к ДТП, то есть, устанавливает причинно следственную связь. А для ГИБДД важен лишь сам факт нарушения требований ПДД РФ.

Это означает, что даже если ГИБДД установило в Ваших действиях какие-то нарушения ГИБДД, при рассмотрении спора о возмещении ущерба суд вполне может признать Ваши действия нарушением ПДД, которое не являлось причиной ГИБДД и освободить от ответственности по возмещению ущерба (но не от административного штрафа).

А равно суд может установить виновником ДТП и то лицо (водителя), в чьих действиях на момент ДТП ГИБДД не установило нарушений.

Другими словами, юрист на гражданском суде необходим именно для того, чтобы вина была определена именно в интересах клиента!

4. Обоюдная вина при ОСАГО

Страховое возмещение по ОСАГО при обоюдной вине выплачивается, обычно, по решению суда. Ведь именно суд может определить страховые выплаты при обоюдной вине, подлежащие выплате каждому из участников ДТП.

К сожалению, в случаях обоюдной или неустановленной вины, страховая компания вынуждена отказывать по ОСАГО. Страховая компания не вправе сама определять степень вины каждого из участников ДТП, без участия суда.

Поэтому, получив отказ по ОСАГО при обоюдной или неустановленной вине, не расстраивайтесь.

Вам необходимо собрать все документы по выплате и подать в суд.

Если вы находитесь в Московском регионе, то наш юридический центр «ЮрФилд» всегда готов помочь в деле установления вины и взыскании размера ущерба по ОСАГО.

5. Как определяется размер ущерба при обоюдной вине?

Одним из самых простых и, вместе с тем, неизвестных вопросов для обычного водителя, является вопрос определения размера ущерба при обоюдной вине.

Очень многие наши клиенты, попав в ДТП при обоюдной вине считают, что каждый из водителей должен восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Но это не так!

При обоюдной вине каждый виновник возмещает ущерб другим лицам исходя из процентного отношения своей вины.

Например, в ДТП участвовали: ВАЗ-2101 и БМВ-7. ВАЗ получил повреждения на 15 000 рублей, а БМВ на 200 000.

Предположим, что степень вины водителя ВАЗ установлена судом в размере 30%, а водителя БМВ — 70%.

В итоге водитель БМВ должен будет возместить водителю ВАЗа 70% от 15 000, то есть 10 500 рублей.

А водитель ВАЗа должен будет возместить водителю БМВ 30% от 200 000 рублей, то есть 60 000 рублей.

При  условии наличия у водителей ОСАГО, все хорошо.

А если ОСАГО нет?..

В любом случае, при наличии обоюдной вины, мы советуем проконсультироваться с юристами.

К сожалению, многие водители недооценивают риски, которые скрывает в себе ДТП с обоюдной виной и зачастую становятся жертвами своего незнания. Последствия хоть и сугубо материальные, но крайне неприятные.

Истории успеха наших клиентов

«Росгосстрах» насчитал7 795 рублей компенсацииПолностью отказ в выплате!Страховая: «Альянс».Вердикт: ущерб автомобиляBMW X5 оценен в77 878 рублей
Мы взыскали через суд: 86 211 р.В результате с нашей помощью хозяин «Аudi А3» получил в 11 раз больше.Наши автоадвокаты подали в суд на страховую компанию.С нашей помощью по обращению хозяина Citroen C-Crosser взыскано в суде 1 333 815 рублей.Страховые адвокаты нашей компании защищали интересы клиента в суде.Последнее слово: взыскано через суд 224 757 рублей.

+7 (495) 720-99-39

+7 (495) 539-51-01

+7 (903)720-99-39

Источник: http://law21.ru/tipichnye-situacii/avtoyuristy-i-spory-so-straxovymi/oboyudnaya-vina-pri-osago-i-bez/

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Обоюдное нарушение при ДТП

Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.

Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.

Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?

Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.

Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.

Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).

Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.

Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.

В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:

  • какое правило было нарушено;
  • какая ответственность предусмотрена за это законом.

Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.

Но выплатит ли возмещение страховая компания, если виновниками аварии будут признаны оба водителя? И как будут распределены выплаты между ними?

При вине обоих водителей в ДТП выплаты по ОСАГО в 2019 году производятся на основании ст. ФЗ-№12 п. 22. Данный нормативно-правовой документ даёт право на получение возмещения обоим провокаторам аварии.

При этом стоит помнить, что существуют 2 степени вины:

Вопрос степени вины не рассматривает страховая компания. Степень вины каждого водителя определяет только суд. На основании решения суда страховщик осуществляет выплаты.

Чтобы избежать различных сложностей в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно вести себя при ДТП и грамотно оформить все необходимые документы.

Также стоит учитывать, что не все нарушения ПДД служат основанием для признания судом обоюдной вины.

К примеру, если один из участников выехал на встречную полосу, а второй – был не пристёгнут, виновным будет признан только первый из них. Суд всегда руководствуется принципом разумности.

Как оформлять ДТП при «обоюдке»?

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

Если вы уверены, что вина второго участника больше, чем ваша, непременно обращайтесь в суд и добивайтесь там установления степени вины. Иначе страховые компании возместят обеим сторонам лишь 50% суммы.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2019 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

Как доказать обоюдную вину в суде?

Каждый судебный процесс индивидуален, его ход зависит от конкретных обстоятельств дела. Но в случае с ДТП по обоюдной вине можно дать общие рекомендации водителям.

Самое важное – доказать, что нарушения правил были допущены обоими участниками. В качестве доказательств нужно использовать справки, протоколы и постановления ГИБДД, вынесенные по результатам дела.

Могут привлекаться и показания свидетелей, сделанные вами фото и видеозаписи с места аварии, указывающие на расположение машин после ДТП, степень повреждения и пр.

Помните, что суд учитывает не только действия участников ДТП, но и другие обстоятельства дела. К примеру, участник процесса в ходе доказательств своей позиции может сослаться на погодные условия в момент аварии и состояние дорожного полотна.

Правда, этот факт должен быть подкреплён справкой из местного центра гидрометеорологии.

Важны также и профессиональные знания, поэтому стоит получить экспертное заключение: оценочное, автотехническое, и т.д. Можно даже вызвать экспертов в суд, особенно в том случае, если у вашего оппонента есть возражения.

Никакие прежние доказательства для суда определённой силы не имеют, поскольку суд исследует их одновременно, определяя степень виновности по совокупности обстоятельств.

Так, даже документы из Госавтоинспекции могут быть проигнорированы судом, если другие доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в них.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Как рассчитывается размер возмещения?

Согласно п. 22 ст. ФЗ-№12, страховые компании должны выплачивать сумму ущерба пропорционально степени вины водителя.

К примеру, если водитель признан судом виновным на 60%, то ему выплатят только 40% от суммы понесённого им ущерба, а второму участнику выплатят 60% от суммы, требующейся на ремонт его авто.

Однако судебная практика показывает, что выплаты по ОСАГО при «обоюдке» чаще всего распределяется в одинаковых долях между обоими виновниками аварии.

Суды опираются на п. 2 ст. 1083 Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной.

Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.

Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет.

Можно ли выбрать способ возмещения?

С 27.04 2019 года действуют поправки к закону, касающемуся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители вправе получить денежное возмещение вместо ремонта.

Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.

Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.

Процесс получения выплаты

Если обоих участников аварии устраивает получение 50% возмещения, то в суд можно не обращаться.

В этом случае отправляйтесь в страховую компанию сразу, как получите из ГИБДД документы с указанными нарушениями со стороны каждого из участников ДТП.

Если вас не устраивает половинчатое возмещение, то необходимо:

  1. Уведомить страховщика о ДТП.
  2. Дождаться решения суда с установленной мерой виновности каждого участника.
  3. Получить компенсацию по постановлению в размере, пропорциональном вине.

Судебный процесс занимает обычно несколько месяцев, поэтому в суд стоит обращаться, если:

  1. По мнению автоинспекции, нет ни одного виновника.
  2. Большая степень вины одного из участников очевидна.
  3. Ущерб серьёзный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?

Страховщик может вынести мотивированный отказ в выплате возмещения.

Наиболее частые причины отказа:

  1. Один из участников не был вписан в страховку ОСАГО.
  2. Участник ДТП управлял автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Один из виновных обжаловал вынесенное судом решение.
  4. Виновный сбежал с места ДТП.

Но это не значит, что всё потеряно и вы не получите возмещения. Добивайтесь своих прав, поскольку страховым компаниям выгодно зацепиться за любую причину, чтобы не выплачивать компенсацию.

Так, если в ваше авто въехал сын собственника другой машины и он не вписан в полис, страховщик может отказать в рассмотрении документов. В этом случае напомните сотруднику компании о п. 1 ст. ФЗ — №14.

Согласно закону, право требования переходит к причинившему вред лицу. На основании данного положения страховщик обязан выплатить возмещение.

Во втором случае, когда один из участников был под воздействием алкоголя, действует то же правило. Аналогичным образом поступайте, если виновник покинул место ДТП.

Если ваш оппонент обжаловал решение суда, то страховая компания вправе приостановить процедуру выплаты, но ни в коем случае не отказать.

Невозможно получить возмещение по ОСАГО только в том случае, если не может быть установлена личность виновника.

Обоюдная вина в аварии – непростая ситуация, поскольку каждый из участников становится и потерпевшим, и виновным одновременно. Следовательно, каждый сам несёт ущерб и в то же время должен отвечать за ущерб, причинённый другому.

Поэтому хочется порекомендовать всем водителям быть аккуратнее на дороге и всеми силами стараться не нарушать ПДД.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/oboyudnaya-vina-v-dtp-vyplata-po-osago/

Обоюдная вина при ДТП

Обоюдное нарушение при ДТП

Не всегда виновником дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) является только один человек. Достаточно часто виновниками ДТП признают нескольких человек. В таких случаях обычно говорят, что у таких лиц обоюдная вина в совершении ДТП, и все последствия, которые наступают после совершения ДТП, касаются всех лиц, виновных в ДТП.

Следует заметить, что в законодательстве не дано определение понятия «обоюдная вина». На практике этот термин используется в случаях, когда в совершении ДТП виноваты несколько участников ДТП. При наличии такой обоюдной вины на практике возникает достаточно много проблемных вопросов.

Первой из таких проблем является все же сам факт наличия у участников ДТП обоюдной вины в совершении ДТП. Предварительное установление факта обоюдной вины участников ДТП осуществляется правоохранительными органами, которыми осуществляется фиксация и оформление факта ДТП.

Особое внимание нужно обратить на словосочетание «предварительное установление факта обоюдной вины», поскольку установление наличия или отсутствия у участников ДТП вины в совершении любого ДТП осуществляется в судебном порядке, самими же работниками правоохранительных органов, которыми осуществлялась фиксация ДТП, наличие, отсутствие или же степень вины в причинении ДТП не устанавливается. А потому, если представители правоохранительных органов говорят о том, что в совершении ДТП есть обоюдная вина нескольких участников ДТП, на самом деле это не всегда может быть так.

Достаточно часты случаи, когда работники правоохранительных органов, прибывшие на место ДТП для его оформления, если они видят, что оформление ДТП, и непосредственно установление виновника ДТП будет достаточно сложным, не желая заниматься выяснением кто именно из нескольких участников ДТП совершил такое ДТП, могут привлечь к ответственности нескольких участников ДТП. Если Вы считаете, что виновным в совершении ДТП является другое лицо, а Вас привлекают к административной ответственности безосновательно, то в таких случаях в протоколе об административном правонарушении в специально отведенной для этого графе следует отметить, что вы не согласны с указанными сведениями, и в дальнейшем оспаривать такой протокол об административном правонарушении. Для того чтобы успешно защитить свои права следует осуществить по меньшей мере фото- и видеофиксацию места ДТП и привлечь по возможности свидетелей, которые подтвердили бы ваши показания. Не следует забывать также и о возможности записи факта совершении ДТП городскими камерами, если таковые были установлены на месте ДТП.

Оформление факта ДТП в случае возможной взаимной вины участников ДТП осуществляется в аналогичном порядке, что и в случаях возможной вине только одного человека, за исключением одного:

которые могут иметь отношение к совершению ДТП.

Второй проблемой, с которой Вы можете столкнуться в таких случаях — это получение возмещения за причиненный вред. С первого взгляда кажется, что все просто и между собой можно договориться, что каждый самостоятельно ремонтирует свой автомобиль. Но не всегда все так просто, особенно когда это касается получения страхового возмещения.

Сначала обратим внимание на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Обычно люди считают, что в таких случаях страховое возмещение не выплачивается, а страховые компании, пользуясь этим, отказывают в выплате страхового возмещения.

Однако такое утверждение является ошибочным, и страховое возмещение в таких случаях все же выплачивается.

Из сути этого вида страхования следует, что страховое возмещение потерпевшему выплачивается в случае, если в результате ДТП у виновника (виновников) ДТП, возникает обязательство по возмещению причиненного ими ущерба, то есть существуют основания для привлечения таких лиц к гражданско-правовой ответственности.

Как же быть, если пострадавший в результате ДТП есть еще и одним из виновников ДТП? В таких случаях следует иметь в виду, что Вы можете рассчитывать на страховое возмещение, размер которого зависит от процентного соотношения Вашей вины в причинении вреда.

Например, если виновниками ДТП являются два человека, и судом установлено, что другой соучастник ДТП виновен в причинении ДТП на 60%, а Вы соответственно на 40%, то если взять общий размер убытков понесенный Вами в результате ДТП за 100%, то соответственно Вы получите возмещение в размере 60% от размера понесенных Вами убытков.

Опять же, на теории все просто. На практике же, могут возникать ситуации, затрудняющие процесс получения страхового возмещения.

Так, не определение судом степени вины каждого из водителей в совершении ДТП, может быть причиной того, что страховая компания имеет право задержать выплату страхового возмещения до установления степени вины каждого из участников ДТП.

Иногда страховые компании могут все же взять за основу соотношение вины 50% на 50% без установления такого соотношения в суде. Однако, страховая компания может и не пойти Вам на встречу, и не осуществить выплату страхового возмещения пока не будет осуществлено установление судом такого соотношения.

не устанавливая ее степени в случае обоюдной вины. Установление же степени вины в таких случаях осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Как показывает практика суды могут как определить соотношение 50% на 50% так и могут возложить большую часть вины кого-то из соучастников ДТП.

Но опять же, обращаясь к судебной практике видно, что существует возможность оспорить установленную судом степень вины участника ДТП.

С получением страхового возмещения по Каско тоже возникают определенные сложности, и в первую очередь это связано с самим Договором Каско.

Так, если Договором Каско предусмотрено покрытие убытков, возникших в результате нарушения Правил Дорожного движения (поскольку вина обоюдная, а потому оба участника ДТП допустили нарушения Правил Дорожного движения) страховая выплатит страховое возмещение в пределах понесенных убытков.

Если Договором предусмотрено, что убытки возникшие в результате нарушения Правил Дорожного движения исключаются из страхового покрытия, то соответственно ждать страхового возмещения не стоит. В таких случаях возмещение ущерба осуществляется страховой компанией другого участника ДТП, но уже в пределах вины своего клиента.

В случае, если понесенные убытки с учетом степени вины превышают лимит возмещения по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности, а Договор Каско отсутствует, то соответственно возмещение убытков непокрытых полисом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности происходит за счет другого участника ДТП, но исключительно в пределах разницы между размером выплаченного страхового возмещения и размером понесенных убытков в результате ДТП, с учетом Вашей степени вины в совершении ДТП.

Третьей проблемой, которая может настичь участника ДТП при обоюдной вине — это регрессное требование страховой компании другого участника ДТП при условии, что у него был заключен договор Каско, или же требование другого участника (участников ДТП), по возмещению понесенных убытков в результате ДТП, в случае если выплаченного страхового возмещения недостаточно для покрытия понесенных убытков с учетом степени вины других участников ДТП. Однако в данном случае проблемой будет не само регрессное требование, а скорее размер такого требования. Размер такого регрессного требования в любом случае не должен превышать размера степени вины в совершении ДТП лица, к которому обращаются с регрессным требованием. В случае, если такие пропорции не соблюдены, такое требование страховой компании подлежит обжалованию.

В случаях обращения других участников ДТП о возмещении понесенных убытков в результате ДТП, в случае, если выплаченного страхового возмещения недостаточно для покрытия понесенных убытков с учетом степени вины других участников ДТП, размер таких требований не должен превышать размера разницы между суммой выплаченного страхового возмещения и размером понесенных убытков с учетом степени вины этих лиц в совершении ДТП.

В случае попадания в ДТП, не стоит ждать пока начнут возникать проблемы с вынесением судом постановления о привлечении Вас к ответственности, установлением судом правильной степени Вашей вины в совершении ДТП, с получением страхового возмещения или получением Вами регрессного требования страховой компании. В таких случаях важна каждая минута, поэтому

и заручения его поддержкой для защиты своих прав при урегулировании конфликтных вопросов, возникновение которых связано с наступлением ДТП.

Помощь при ДТП является одной из профильных сфер деятельности автоадвоката и ему известны все нюансы, которые могут возникнуть при совершении ДТП.

Своевременное обращение к автомобильному юристу при ДТП, позволит Вам сэкономить Ваше время и средства, поскольку достоверно известно, что профилактика дешевле лечения.

Источник: https://www.consoris-lawyers.com.ua/ru/reciprocal-wine/

Обоюдная винапри ДТП: кому положенавыплата по ОСАГО?

Обоюдное нарушение при ДТП

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей.

В справке о ДТП фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте.

А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента.

Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.

А страховщик тем более не обладает полномочиями для этого.

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц».

Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».

Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховщики платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что не обращение в суд в данном контексте предполагали бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховщиков возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд.

В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.

И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, в декабре 2015 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время, Руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. N 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты.

Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховщика, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.

Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур.

Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.

Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_obojudnaya_vina

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Обоюдное нарушение при ДТП

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Источник: https://avtoyurist.org/dtp/oboyudnaya-vina-pri-dtp/

Под крылом закона
Добавить комментарий