Существенные условия договора по перевозке грузов

Договор перевозки груза считается заключенным с момента составления товарно-транспортной накладной

Существенные условия договора по перевозке грузов

Статья содержит детальный анализ договора перевозки груза автомобильным транспортом. В частности, исследуются виды договора, анализируются существенные его условия, причем особое внимание уделяется моменту заключения договора. Особенный интерес публикация вызывает в связи с изучением судебной практики. Статья сопровождается базовой дефиницией: определением договора перевозки.

Жизнь — это движение. А движение транспортного средства, перевозящего груз с одной точки нашей страны в другую, начинается с договора. Или должно с него начинаться…

Виды договора перевозки

Действующее законодательство Ук­раины выделяет так называемые разовые и долгосрочные договоры перевозки.

Согласно пункту 3.9 Правил, перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору, примерная форма которого указана в приложении к Правилам.

Напомним, частью 4 статьи 179 ХК Ук­раины установлено, что при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание на основе примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание. Применение примерной формы договора является, таким образом, правом, а не обязанностью сторон.

При осуществлении систематических перевозок грузов автомобильным транспортом заключается долгосрочный д­ого­вор, который ХК Украины определяет как годовой (часть 4 статьи 307).

Значит ли это, что вышеуказанный договор должен заключаться на один год? Законода­тельство не содержит каких-либо императивных норм по этому поводу.

Кроме того, в Едином государственном реестре судебных решений не удалось обнаружить решений суда о признании договора перевозки недействительным либо незаключенным вследствие подписания сторонами такого договора на иной срок.

До 23 марта 1998 года, согласно требованиям Правил, стороны обязаны были использовать форму Типового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, условия которого можно было лишь конкретизировать.

С отменой обязательности типовой формы субъекты хозяйствования получили право самостоятельно определять его условия, в том числе и касательно сроков.

Поэтому название долгосрочного договора «годовым» не влечет обязанности заключать его на такой срок.

Форма и существенные условия договора перевозки

Статьей 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» (Закон) определено, что договор о перевозке груза автомобильным транспортом заключается в соответствии с гражданским законодательством между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция и т.п.).

В соответствии со статьей 638 ГК Ук­раины договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора перевозки, согласно указанной статье 50 Закона, являются: наименование и мес­тонахождение сторон; наименование и количество груза, его упаковка; условия и срок перевозки; место и время погрузки и разгрузки; стоимость перевозки; другие условия, согласованные сторонами. Напомним, в соответствии со статьей 181 ХК Украины, если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (несостоявшимся).

В случае заключения разового договора перевозки, когда стороны заранее знают, что, куда и за сколько надо перевозить, сложностей не возникает.

Но при намерении осуществлять систематические перевозки зафиксировать в момент подписания договора все вышеперечисленные существенные условия очень сложно исходя из их практической плоскости.

Во избежание негативных последствий в виде признания договора незаключенным при ­каждой перевозке необходимо фиксировать указанные условия в отдельных приложениях либо в заявках к договору.

Момент заключения договора перевозки

Согласно части 2 статьи 307 ХК Ук­раины, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента и т.п.) согласно требованиям законодательства.

Возникает закономерный вопрос: с какого момента договор считается заключенным — с момента его подписания сторонами или с момента составления транспортной накладной, подтверждающей принятие груза?

ГК Украины устанавливает общее правило, согласно которому договор считается заключенным с момента достижения сторонами согласия (консенсуальный).

Если же в соответствии с актом гражданского законодательства для заключения договора необходимы также передача имущества или совершение другого действия, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества или совершения определенного действия (реальный). Исходя из этого, можно сделать вывод, что договор перевозки относится к реальным договорам. Наличие подписанного договора на перевозку грузов еще не означает, что он является заключенным и влечет возникновение прав и обязанностей у сторон. Для этого необходимо составление товарно-транспортной накладной (ТТН), свидетельствующей о фактической передаче груза перевозчику.

С другой стороны, само по себе подписание договора перевозки все же иногда порождает возникновение прав и обязанностей у сторон. Договор перевозки считается консенсуальным в том случае, если перевозчик, например, обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза.

Таким образом, по общему правилу договор перевозки груза считается заключенным с момента составления ТТН. Однако в случае если на одну из сторон возложены определенные обязанности до передачи груза, он считается заключенным с момента его подписания сторонами.

Другой аспект рассматриваемой тематики состоит в ответе на вопрос: можно ли осуществлять перевозку грузов на основании одних только транспортных накладных, без подписания договора? Ведь статья 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» ТТН фактически приравнивает к договору перевозки. Как тогда быть с требованиями о существенных условиях договора перевозки, которые должны быть зафиксированы для того, чтобы договор считался заключенным?

Согласно Правилам, ТТН — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

В форме ТТН, утвержденной совместным прика­зом Минтранса и Минстата Украи­ны № 488/346 от 29 декабря 1995 года (которая в основном используется при перевозках), отражены не все существенные условия, установленные законодательством в частности отсутствуют условия относительно предмета, местонахождения сторон, условий и сроков перевозки, сроков действия договора.

Судебная практика также не восполняет этот пробел. Суды в одних случаях ТТН приравнивают к письменному договору перевозки (постановление ВХСУ № 10/46-10 от 22 августа 2011 года, решение Хозяйственного суда г.

 Киева № 53/339 от 13 декабря 2010 года), а в других случаях, при наличии подписанных ТТН, констатируют отсутствие заключенного договора перевозки либо признают его незаключенным из-за отсутствия необходимых существенных условий (постановление ВХСУ № 03/2502 от 13 февраля 2008 года, решение Хозяйственного суда Черкасской области № 03/2502 от 11 июня 2007 года, решение Хозяйственного суда г. Киева № 24/240 от 19 сентября 2011 года).

Из этого напрашивается вывод, что саму по себе ТТН нельзя считать договором перевозки в классическом смысле этого термина. Являясь первичным документом, она лишь подтверждает факт принятия груза к перевозке. Кроме того, ТТН не содержит всех предусмотренных существенных условий договора перевозки, а необходимость выполнения требований касательно таких условий никто не отменял.

Таким образом, правильно составленный договор перевозки грузов является одной из существенных гарантий защиты прав его сторон. При заключении указанного договора необходимо соблюдать установленную действующим законодательством форму договора, а также обязательно фиксировать все существенные условия, необходимые для таких видов договоров.

И. ТКАЧ — главный юрисконсульт ООО «Баядера Логистик», г. Киев

Источник: http://yurpractika.com/article.php?id=100105694

Источник: http://blog.interlegal.com.ua/?p=1659

Договор перевозки

Существенные условия договора по перевозке грузов

Вам доступен конструктор договоров. Просто авторизуйтесь на портале 1С-Старт и создайте свой договор  перевозки за 11 минут. Более подробный материал по договорам перевозки ниже.

Инструкция по подготовке договора перевозки

Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Оформление договора перевозки грузов

Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке.

Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки.

При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

  • удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
  • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
  • сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
  • сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
  • качественный паспорт на нефтепродукты.

Существенные условия договора перевозки

Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

  • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
  • сопроводительные документы на груз;
  • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
  • размер провозной платы и порядок расчетов;
  • требования к транспорту перевозчика;
  • срок и порядок предоставления транспорта;
  • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
  • порядок погрузки/выгрузки груза;
  • условия хранения груза в терминале перевозчика;
  • срок доставки груза;
  • порядок признания груза утраченным.

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством. 

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза.

Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости).

Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости.

Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена.

 Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью.

За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении).

Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается.

Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель.

Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности.

Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Особенности договора перевозки

  1. Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.
  2. По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.
  3. Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.
  4. Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».
  5. Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.
  6. Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на  право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.
  7. Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной. 

Выбрать и скачать Договоры перевозки

Источник: https://www.regberry.ru/dogovory/dogovor-perevozki

Существенные условия договора перевозки

Существенные условия договора по перевозке грузов

Договорсчитается заключенным, если междусторонами в требуемой в подлежащихслучаях форме достигнуто соглашениепо всем существенным условиям договора.Существенными являются: 1.условия о предмете договора 2.условия, которые названы в законодательствекак существенные для договоров данноговида 3.

условия, относительно которых позаявлению одной из сторон должно бытьдостигнуто соглашение.1.Из определения договора перевозкивытекает, что существенными условиямидля данного договора являются: наименованиеи характеристики груза, местоназначения размерплаты за перевозку. 2.

Законодательством другие существенныеусловия договора перевозки неустановлены. 3.

Что касается условий, которые самистороны определяют как существенные,то если договор перевозки заключаетсяна основании договора об организацииперевозки, зачастую в основном договорестороны предусматривают переченьусловий, которые должны быть указанызаказчиком перевозки в заявке наперевозку.

 Например, 1)маршрут и условия перевозки (в т.ч.особые);2)требуемый тип подвижного состава (типполуприцепа, объем);3)подробный адрес места погрузки/ разгрузки/таможни назначения;4)дата и время подачи автомобилей подпогрузку;5)вид тары и упаковки; необходимыеприспособления для крепления груза.

Такие условиятакже будут являться существеннымиусловиями каждого конкретного договораперевозки. Практическое значение этойнормы в том, что в случае, если заказчикнаправит перевозчику заявку, в которойне указаны все требуемые условия,перевозчик вправе не приступать квыполнению перевозки.

1. Что касаетсядоговоров организации перевозки, то изпредмета договора следует, чтосущественными будут условия: об объемахи сроках предъявления и приема к перевозкегрузов.

 Апоскольку такие договоры являютсяразновидностью договора перевозки,существенными для них будут такжеусловия, существенные для договораперевозки, т.е. наименование и характеристикигруза, место назначения и размер платыза перевозку. 2.

Кроме того, ГК напрямую предусматривает,что такие договоры должны содержатьусловия: об объемах, сроках предоставлениятранспортных средств и предъявлениягрузов для перевозки, порядок расчетов.

 Чтокасается условий об объемах и срокахпредъявления и приема грузов к перевозке,требуемых ГК, то не всегда возможноуказать эти условия для долгосрочногодоговора.

Однако, поскольку гражданскоезаконодательство исходит из принципастабильности гражданско-правовыхотношений, представляется, что установлениесторонами в таком случае механизмаопределения содержания таких условий,будет достаточным для признания условиясогласованным сторонами, а договоразаключенным. Чаще всего это условиесогласовывается таким образом, чтоперевозчик обязуется выполнять перевозкугрузов в сроки и в объемах по заявкамзаказчика.

Согласно ст.

62Закона об автомобильном транспорте, вдоговоре об организации автомобильныхперевозок грузов определяются объемы,сроки, маршруты, графики выполнения автомобильныхперевозок,тип используемых автомобильныхтранспортных средств, переченьсопутствующих автомобильной перевозкеуслуг, условия предоставления грузовыхавтомобильных транспортных средств ипредъявления грузов для автомобильнойперевозки, порядок расчетов, ответственностьсторон, а также иные условия организацииавтомобильных перевозок грузов. Такаяформулировка нормы не позволяетоднозначно установить, намеревался лизаконодатель таким образом определитьсущественные условия договора организацииперевозки. Ответ на этот вопроспредставляется важным, поскольку принесогласовании сторонами всех существенныхусловий договор будет считатьсянезаключенным. Проанализировавнормы законодательства можно сделатьследующие выводы. Законодательство РБпредусматривает право перевозчикавыбирать маршрут перевозки груза,самостоятельно определять типы иколичество грузовых автотранспортныхсредств, необходимых для выполнениядоговора, порядок предоставлениятранспорта и предъявления груза кперевозке. Таким образом, законодательноустановлен порядок определения большейчасти названных условий в процессеисполнения договора. В связи с изложенным,представляется, что названные в Законеусловия не являются существеннымиусловиями договора организации грузоперевозки.

Итак, подведемитог.Существенными условиями договораперевозки являются: наименование ихарактеристики груза, место назначения,размер платы за перевозку.

 Существеннымиусловиями договора об организацииперевозок являются: наименование ихарактеристики груза, место назначения,размер платы за перевозку, объемы исроки предоставления транспортныхсредств и предъявления грузов дляперевозки, порядок расчетов.

Кроме того, договорыс нерезидентами дополнительно должнысодержать все существенные условия,установленные для внешнеэкономическихдоговоров Указом Президента РБ №7 от04.01.2000г. «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКАПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХОПЕРАЦИЙ».

Для договоров перевозкитакими условиями будут дата и местозаключения договора, предмет договора,стоимость услуг, условия расчета, валютаплатежа, ответственность сторон, порядокразрешения споров, а также названия,юридические адреса и банковскихреквизитов договаривающихся сторон.

Форма договораперевозкиДоговор перевозки должензаключаться в простой письменнойформе.Договор в письменной формеможет быть заключен: 1.путем составления одного документа,подписанного сторонами, 2.

путем обмена документами посредствомпочтовой, телеграфной, телетайпной,электронной или иной связи, позволяющейдостоверно установить, что документисходит от стороны по договору. Сложностисвязаны с тем, что при использованииданного способа заключения договоразачастую довольно сложно доказать, чтодокумент получен именно от контрагента.

Как правило, при обмене документами пофаксу данные о контрагенте содержатьсяв факсовой строчке, которая автоматическивыбивается на каждой полученной странице.Однако проблема состоит в том, что невсегда такая строчка проставляется.Кроме того, при желании ее можно подделать.

Поэтому достоверность получениядокумента от контрагента остается подвопросом и может быть оспорена второйстороной. Однако в настоящее время всуде может быть проведена экспертизаподлинности факсовых копий документовкак относительно того, был ли сделанмонтаж, так и устанавливается с какогоаппарата был отправлен документ.

 Втех же случаях, когда подлинностьфаксовых копий документов не опровергаетсявторой стороной, договор, заключенныйпо факсу, считается заключенным внадлежащей форме. Такимобразом, всегда довольно важно получитьоригиналы договора и связанных сдоговором документов.

Возможныйвариант – это получение факсовых копийчерез факсовое бюро, профессиональнойорганизации, которая занимается приемоми регистрацией факсов. 3. совершениемстороной, получившей оферту (подписанныйс одной стороны договор или заявку,содержащие все условия, необходимыедля исполнения договора) действий,направленных на исполнение договораили заявки.Договор, заключенный любымиз указанных выше способов, будет признанзаключенным в простой письменной форме.

Пример (факсоваякопия)Перевозчикобратился в суд с требованием о взысканиис заказчика основного долга по оплатевыполненной перевозки и суммы штрафныхсанкций за просрочку оплаты, установленныхдоговором.

Ответчик основной долгпризнал, однако против взыскания с негоштрафных санкций возражал, утверждая,что данные санкции рассчитаны наосновании факсовой копии договора,который ответчиком не подписывался иявляется недействительным.Заявлениеответчика о недействительности договораопровергается материалами дела.

Судубыла предоставлена копия договора,снабженная подписью и печатью ответчика.Вопрос о подлинности содержащихся наданном договоре подписи и печатьответчиком поставлен не был. Кроме того,в деле имеются подписанные сторонамиакты выполненных работ, которые содержатпрямое указание на то, что данныеперевозки выполнялись на основаниидоговора.

 Представительствов хозяйственном судеТаким образом,суд посчитал, что отношения сторон поперевозке регламентировались договором.С ответчика были взысканы сумма основногодолга и штрафных санкций в полномобъеме.(Решение МАС при БелТПП от25.02.2004, дело №411/52-03)

Чаще всего в формеодного документа заключаются долгосрочныедоговоры на организацию перевозокгрузов, которые также называют бланкетнымидоговорами или генеральнымисоглашениями. Разовыйдоговор перевозки также может бытьзаключен в форме отдельно составленногодоговора. Однако в силу спецификитранспортной деятельности на практикеэто не выполняется.

Чаще всего договорзаключается путем направления по факсуили электронной почте заявки на перевозку,которая подтверждается или исполняетсяперевозчиком.

Причем подтверждениеможет выражаться как в проставлении назаявке штампа организации перевозчикаи направление заявки по факсу обратнозаказчику, так и просто указанием номератранспортного средства, ответом поэлектронной почте или по телефону.

Всвязи с этим возникают определенныесложности с доказыванием наличиязаключенного между сторонами договораи его условий, особенно когда одна изсторон оспаривает заключенный договор.

Практика нашла свое отражение и взаконодательстве, в связи с чемтранспортное законодательствопредусматривает, что заключение договораперевозки груза подтверждаетсясоставлением товарно-транспортнойнакладной установленного образца. Приэтом сама накладная не является договором.

Она лишь является достаточнымдоказательством наличия между сторонамидоговорных отношений и условий договораперевозки. Отсутствие, утеря накладнойили неправильно составленная накладнаяне влияют на действительность заключенногодоговора. В этом случае стороны могутдоказывать наличие договора перевозкидругими доступными им доказательствами.

Приэтом следует отметить, что накладнаясоставляется не в произвольной форме.Для внутриреспубликанских договоровперевозки утвержден бланк товарно-транспортнойнакладной и правила ее заполнения(Постановление Министерства финансовРБ от 14 мая 2001 г.

N53 «Об утверждениибланков товарно-транспортной накладнойформы ТТН-1, товарной накладной на отпуски оприходование товарно-материальныхценностей формы ТН-2 и инструкций по ихзаполнению). При осуществлениимеждународных перевозок, к которымприменяется Конвенция КДПГ, используетсянакладная CMR. Форма накладной, рекомендуемойперевозчикам, была разработанаМеждународным Союзом АвтомобильногоТранспорта. Впоследствии каждый участникКонвенции вправе самостоятельноразрабатывать и утверждать формунакладной. Однако такая накладная должнасодержать обязательные и дополнительныереквизиты, указанные в ст.6 Конвенции.В Республике Беларусь форма CMR утвержденаПостановлением Министерства транспортаи коммуникаций РБ от 24.06.2004 N23.

ПримерГрузоотправительобратился в суд с иском к перевозчикуо возмещении ущерба, причиненногоутратой груза в процессе перевозки.Ответчик иск не признал, заявив, что несостоял с истцом в договорных отношенияхи, следовательно, не является лицом,обязанным возместить ущерб.Истцомпредоставлена ТТН, сопровождавшаяспорную перевозку.

Накладная по своимреквизитам не соответствует требованиямИнструкции по заполнению ТТН. Так, внакладной отсутствуют сведения о путевомлисте, подпись водителя о приеме грузак перевозке, сведения о пломбах, ихоттиске и номере. Кроме того, ответчикзаявил, что транспортный заказ истцаон не получал, а истцом не представленыдоказательства его направления.

Судпервой инстанции с доводами ответчикасогласился, признал договор перевозкинезаключенным и отказал в удовлетворенииисковых требований.Кассационнойинстанцией решение отменено по следующимоснованиям. Заключение договора перевозкиподтверждается составлением накладной.Отсутствие, неправильность или потерянакладной не влияют на действительностьили существование договора перевозки.

Действительно в представленной накладнойотсутствуют все необходимые реквизиты.Однако о факте выполнения ответчикомспорной перевозки имелись и другиедоказательства. Согласно свидетельскимпоказаниям водителя им перевозилсягруз по маршруту РБ-РФ по распоряжениюработодателя.

Факт принятия груза кперевозке подтверждается свидетельскимипоказаниями, которые являютсяпоследовательными и не противоречатдруг другу. Действия перевозчика попередаче водителю ТТН и принятию грузак перевозке свидетельствуют о заключениидоговора.

Доводы о самовольном выполненииперевозки водителем суд не принял вовнимание, поскольку перевозка выполненана машине, принадлежащей перевозчику,и по факту хищения данной машиныперевозчик в правоохранительные органыне обращался. Суд принял решение овзыскании с ответчика причиненногоущерба в полном объеме.(ХС г. Минска,дело №143-2/02/234-14/02/379-13/03/512-7/05)

Итог:1. договорперевозки должен быть заключен в простойписьменной форме одним из указанныхвыше способов;2. наличие только факсовыхкопий договора не гарантирует признаниедоговора заключенным;3. но!! наличиедоговорных отношений может подтверждатьсялюбыми доступными сторонам доказательствами. 

Источник: https://studfiles.net/preview/5405166/page:7/

Договор перевозки грузов

Существенные условия договора по перевозке грузов

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Понятие договора перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Замечание по договору морской и воздушной перевозки

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным.

Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ).

По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК).

По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений.

Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна.

В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

  1. Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
  2. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
  3. Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

(См., напр.,  ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа — п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Подробнее о транспортной накладной

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/dogovor-perevozki-gruzov

Судебная практика: Существенные условия договора перевозки

Существенные условия договора по перевозке грузов

СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ

В соответствии со ст.

739 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК) «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом)».

Из приведенной нормы ГК можно выделить следующие существенные условия договора перевозки груза:

— предмет договора (услуга по доставке и выдаче уполномоченному лицу вверенного отправителем груза — со стороны перевозчика, передача перевозчику указанного в договоре груза и оплата услуги — со стороны отправителя);

— стороны договора (перевозчик и отправитель).

Из этой же нормы ст.739 ГК также нужно понимать, что иные существенные условия этого вида договора перевозки (перевозки груза) должны содержаться в транспортной накладной.

В белорусском законодательстве в зависимости от видов транспорта можно увидеть различное отношение к основному перевозочному документу.

Например, в соответствии со ст.2 Кодекса торгового мореплавания РБ от 15.11.1999 № 321-З (далее — КТМ) коносамент — товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза.

И, как бы вторично подчеркивая значение коносамента, в КТМ имеется ст.86, именуемая «Доказательства приема груза к морской перевозке».

Ее содержание наводит на мысль, что договор перевозки груза по КТМ — это не только коносамент, а совокупность документов (либо отдельно составленный документ): «После приема груза к морской перевозке перевозчик по требованию отправителя обязан выдать коносамент.

Перевозчик вправе выдать не коносамент, а иной документ в подтверждение получения груза для морской перевозки. Такой документ является первостепенным доказательством заключения договора морской перевозки груза и приема его перевозчиком.

Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в пп.3-8 части первой статьи 87 настоящего Кодекса». Необходимо учесть и нормы, содержащиеся в ст.87 КТМ, о бортовом коносаменте или ином документе, в котором дополнительно указывается, что груз находится на борту определенного судна, а также дата (даты) погрузки.

Отсюда следует вывод, что существенные условия договора перевозки груза по КТМ — это совокупность данных, указанных в ст.86-87 этого Кодекса (а не только данных, указанных в пп.3-8 ст.86 КТМ), или, другими словами, совокупность условий, содержащихся в коносаменте и других документах, представляемых и фиксируемых обеими сторонами договора.

Трудно представить и обосновать, что к существенным условиям такого договора не относятся, например, наименование перевозчика, название судна (если груз принят к морской перевозке на определенном судне), условия о фрахте и иных платежах. Логику такого рассуждения подтверждает анализ и других норм КТМ.

Совсем определенно и точно КТМ (ст.

162 так и именуется: «Форма и существенные условия договора») называет существенные условия тайм-чартера (договора аренды судна с экипажем): тайм-чартер должен содержать наименования сторон, название судна, указание флага, технические и эксплуатационные данные, район плавания, цель аренды, размер платы (фрахт), срок действия договора, место приема и сдачи судна.

Аналогичная норма содержится и в отношении бербоут-чартера (договора аренды судна без экипажа), который должен содержать наименования сторон, название судна, указание флага, технические и эксплуатационные данные, район плавания, цель аренды, время и место приема и сдачи судна, размер платы, срок аренды (ст.174 КТМ).

Похожие, но не идентичные подходы можно увидеть и в Кодексе внутреннего водного транспорта РБ от 24.06.2002 № 118-З (далее — КВВТ) (ст.68-70). В частности, в ст.69 КВВТ указано: «Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента.

Коносамент оформляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Кроме коносамента при оформлении перевозки груза внутренним водным транспортом оформляются другие перевозочные документы, являющиеся обязательными для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом.

Формы и порядок заполнения перевозочных документов устанавливаются Правилами перевозок грузов».

А в ст.

70 КВВТ называются отличительные существенные условия договора об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом: «По договору об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок грузов внутренним водным транспортом определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки внутренним водным транспортом, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок».

Обратимся к указанным выше Правилам перевозок грузов внутренним водным транспортом, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 26.01.2005 № 3 (далее — Правила ВВТ), и убедимся, что здесь коносамент и договор перевозки груза не только не отождествляются, а подчеркнуто разделяются:

«Груз к перевозке внутренним водным транспортом принимается перевозчиком на основании договора, заключенного с грузовладельцем» — п.5;

«Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением грузоотправителем коносамента по примерной форме» — п.8;

«Коносамент заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику при предъявлении груза к перевозке. Грузоотправитель вправе поручить перевозчику, порту погрузки с их согласия составить коносамент.

При этом перевозчик, порт погрузки вправе применять утвержденные ими формы коносаментов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Коносамент в этом случае заполняется после предъявления груза к перевозке» — п.9;

«Неправильно составленный коносамент или его утеря не влияют на действительность заключенного с перевозчиком договора» — п.10.

Более того, к Правилам ВВТ прилагается форма договора перевозки с изложением в ней в том числе его существенных условий.

Источник: http://www.busel.org/texts/cat5kp/id5xwhcdv.htm

Под крылом закона
Добавить комментарий