Увеличение транспортного налога

Повышение транспортного налога не отразится на инфраструктуре дорог

Увеличение транспортного налога

Москва приняла в первом чтении законопроект о повышении транспортного налога в 1,5 раза. Не исключено, что пример со столицы возьмут и другие регионы России, поскольку транспортный налог поступает в региональные бюджеты и идет на содержание дорог.

Так что местные власти кровно заинтересованы в его росте.

Эксперты же обращают внимание на то, что для восстановления дорожного хозяйства требуется принимать совсем другие меры, а поступления из кармана автовладельцев в любом случае покрывают лишь незначительную часть расходов на содержание и строительство дорог.

Напомним, что размер транспортного налога устанавливается законами субъектов Федерации. Приведенные в Налоговом кодексе ставки могут быть увеличены или уменьшены региональными властями, но не более чем в пять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.

Принятым московскими властями законопроектом предусматривается изменение ставок транспортного налога в зависимости от категории и мощности транспортных средств. К примеру, для легковых автомобилей мощностью до 125 лошадиных сил сохраняются действующие налоговые ставки мощностью свыше 125 лошадиных сил — повышаются в 1,5 раза.

Согласно поправкам авто мощностью до 70 лошадиных сил налогом облагаться не будут, за машины с двигателями мощностью 70-100 лошадиных сил придется заплатить налог 7 рублей за л.с., за автомобили мощностью 100-125 л.с., как и сейчас, владельцы будут платить 20 рублей за л.с..

Ставка для автомобилей мощностью 125-150 л. с. возрастет с 20 до 30 рублей за л. с., для машин от 150 до 200 л. с. — с 30 до 45 рублей, за авто от 200 до 250 л. с. ставка увеличится с 50 до 75 рублей.

А автомобили мощностью свыше 250 лошадиных сил будут облагаться налогом в 150 рублей за одну лошадку.

Меняются и налогообложение грузовиков. Для автомобилей старше пяти лет ставки повышаются в 1,5-1,6 раза. Кроме того, меняется срок уплаты налога с 1 апреля на 1 июля. Авторы законопроекта считают, что поступления в бюджет Москвы от увеличения ставок транспортного налога, по предварительной оценке, вырастут в 1,4 раза.

«В общем и целом, разграничение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателей и срока службы соответствует международной практике.

Большие машины наносят больше ущерба окружающей среде и дорожному покрытию, в связи с чем взимание с их владельцев большего налога вполне оправданно.

Что же касается повышения транспортного налога по грузовикам со срокам службы более пяти лет — эти меры должны стимулировать организации обновлять свой автомобильный парк и покупать новые автомобили как более безопасные и экологичные.

Остается только надеяться, что возросшие поступления от налога будут использованы правительством Москвы по назначению — на развитие транспортной сети города и улучшение качества дорог», — говорит Ирина Мучичка, руководитель отдела налогообложения и судебной защиты компании «Развитие бизнес-систем».

Мысль о необходимости повышения транспортного налога посещает столичные власти не впервые, говорит Елена Антонова, консультант по праву отдела консалтинга «Финэкспертиза». Аналогичная попытка была предпринята летом 2007 года.

Законопроект, увеличивающий транспортный налог с 1 января 2008 года, поступил на рассмотрение в Мосгордуму, но был отозван на доработку из-за протестов автомобильной общественности. Автомобилисты и депутаты критиковали предложенную шкалу индексирования ставок для расчета налога.

Возникает ощущение, что принятие закона просто оттянулось на время, пока «страсти не поулягутся», говорит эксперт.

Для недовольства автомобилистов есть основания, ведь многие проблемы пока не решаются — пробки, загазованность, состояние дорог.

Повышение налога, суть которого — финансирование строительства и ремонта автодорог, должно быть подкреплено конкретными ответными мерами правительства, направленными на улучшение автотранспортной ситуации и экологии.

По оценкам экспертов, нынешнее увеличение, если оно будет одобрено депутатами, принесет в бюджет города порядка 2,5-3 миллиардов рублей. В год же в бюджете столицы на эти нужды закладывается порядка 70 миллиардов рублей. Увеличение налога этот расклад не изменит.

Более того, как свидетельствуют результаты социологического исследования «Оценка влияния автодорожной структуры на развитие бизнеса в регионах», выполненного совместно «Деловой Россией» и ВЦИОМ, для решения этой проблемы нужно принимать совсем другие меры.

Одна из основных проблем, препятствующих развитию автодорожной сети, полагает член генсовета «Деловой России», Сергей Фахретдинов — отсутствие ответственности как заказчика, так и подрядчика за дорогу, которую он строит.

При этом подрядчику выгодно строить некачественно, а затем ремонтировать.Eще одна проблема — крайне низкий уровень конкуренции между строительными фирмами.

Отсутствие конкуренции и коррупция приводят к тому, что средняя стоимость строительства 1 км дорог в России оказывается существенно выше.

Источник: https://rg.ru/2008/06/24/nalog-transport.html

Повышение транспортного налога закончилось экстренным торможением

Увеличение транспортного налога

Кремль рекомендовал пересмотреть повышение транспортного налога >>

Зависший закон предлагает с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в два раза и разрешить региональным властям уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в десять раз.

Право увеличивать ставку осталось неизменным — не более чем в пять раз.

При этом субъектам РФ предоставлено право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

Впопыхах

Госдума так торопилась принять этот законопроект, что даже нарушила регламент и приняла его в третьем, окончательном чтении сразу после одобрения во втором даже без подготовки необходимых к рассмотрению документов. Однако быстро одумалась, отменила свое ание и провела документ через третье чтение уже через день на следующем заседании 13 ноября.

При ании в нижней палате поправки поддержали только представители партии парламентского большинства — единороссы, остальные фракции были против.

Однако в первый же после выходных рабочий день спикеры обеих палат парламента, один из которых — Борис Грызлов — является еще и председателем Высшего совета «Единой России», заговорили о том, что увеличиваемый налог сильно ударит по карману автомобилистов.

После заявления Грызлова единороссы стали солидарны с представителями оппозиции, которые предлагали отказаться от удвоения налога, и объяснили свое решение тем, что регионы могут испортить хорошую идею.

В то же время коммунисты радуются возвращению к старым ставкам, либерал-демократы призывают вообще отменить транспортный налог, а эсеры указывают на конъюнктурность позиции «Единой России».

ЕР: во всем виноваты регионы

Руководитель думских единороссов, спикер палаты Борис Грызлов объяснил возврат к действующим ставкам тем, что несколько регионов расценили увеличение федеральной базовой ставки как сигнал к тому, чтобы увеличить в два раза транспортный налог. Он пояснил, что у региональных властей есть определенный коридор для ставки налога, который устанавливается на основе базовой федеральной ставки.

«Есть определенное непонимание с одной стороны, с другой стороны ряд субъектов считает, что если базовая ставка увеличивается в два раза, то автоматически увеличивается в два раза тот налог, который есть», — сказал Грызлов журналистам во вторник.

«Это разночтение нужно снять. Снять его можно только тем, что вернуть базовую ставку к прежнему значению, расширив коридор, в рамках которого субъект федерации может устанавливать транспортный налог», — сказал Грызлов.

По его словам, субъект РФ может установить налог меньше базовой ставки или больше базовой ставки.

«Это вопрос субъекта, но мы на федеральном уровне принимаем решение вернуться к прежней базовой ставке», — сказал он.

По его словам, Совет Федерации может отклонить этот законопроект и вернуть его на доработку в Госдуму.

Стоп-кран Совета Федерации

О своем желании отклонить неприятный всеми автомобилистам страны законопроект накануне заявил спикер верхней палаты Сергей Миронов.

Блог Сергея миронова >>

Он отметил, что будет рекомендовать своим коллегам отклонить закон. По словам Миронова, сенаторы намерены предложить депутатам создать согласительную комиссию и доработать закон.

Миронов считает, что россияне не будут платить транспортный налог, если его увеличить в два раза, и в итоге это приведет к хаосу в транспортной сфере.

«Вероятно, автомобили будут в массовом порядке просто сниматься с учета, ведь лучше платить штрафы сотрудникам ГИБДД, чем транспортный налог в несколько десятков тысяч рублей ежегодно», — заявил Миронов РИА Новости в понедельник.

«У Совета Федерации есть много серьезных вопросов к этому закону», — сообщил Миронов.

Он предостерег от резкого повышения налога. Иначе, считает лидер эсеров, негативные последствия могут перекрыть ожидаемые доходы.

Спикер СФ также прогнозирует в случае повышения транспортного налога удорожание себестоимости коммерческих и пассажирских автоперевозок. Это, считает Миронов, в свою очередь даст новый толчок инфляции, поскольку все издержки будут закладываться в потребительские цены.

Более того, считает он, коммерческие перевозчики из-за резкого увеличения транспортного налога сократят свои парки, а оставшиеся автомобили будут «перегружены сверх меры».

«Дорожное движение станет еще менее безопасным», — заявил Миронов.

Авторитетное мнение администрации президента

Решимость парламентариев остановить повышение налога поддержали на совещании в администрации президента РФ, где было решено рекомендовать депутатам пересмотреть решение о повышении транспортного налога.

Руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин, отвечая на вопрос журналистов, отметил, что в последние дни и недели развернулась широкая, интенсивная дискуссия вокруг этого законопроекта.

«Российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога.

С учетом этого обстоятельства и поручения президента вчера в администрации президента было проведено совещание с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей фракции «Единая Россия», членов Совета Федерации, признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога», — сказал Нарышкин.

Водители попытались перекрыть МКАД в знак протеста >>

Цифры транспортного налога

Одобренный Госдумой законопроект затрагивал сразу два вопроса — повышение акцизов и повышение транспортного налога. Если повышение акцизов вызывало больше дискуссий среди парламентариев, то общественный резонанс получила вторая часть законопроекта, которая осталась без изменений в том виде, в каком ее предложило депутатам правительство.

В соответствии с законопроектом, с легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л.с.

) налоговая ставка устанавливается в размере 10 рублей за каждую лошадиную силу (в настоящее время 5 рублей), от 100 л.с. до 150 л.с. — 14 рублей (сейчас 7 рублей), от 150 л.с. до 200 л.с.

— 20 рублей (сейчас 10 рублей), от 200 л.с. до 250 л.с. — 30 рублей (сейчас 15 рублей), свыше 250 л.с. — 60 рублей (сейчас 30 рублей).

Налог на мотоциклы, мотороллеры, автобусы, грузовики, снегоходы, мотосани, теплоходы, катера, моторные лодки, яхты, гидроциклы, самолеты с обычными и реактивными двигателями, вертолеты также увеличивается в два раза.

Оппозиция рада

ЛДПР считает возвращение к старым базовым ставкам недостаточным и считает необходимым его вообще отменить.

Руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев полагает, что средства, получаемые за счет транспортного налога, нужно закладывать в стоимость топлива.

«Наша позиция заключается в том, что мы с самого начала выступали за то, чтобы транспортный налог вообще отменить и включить его определенные доли в стоимость бензина», — сказал Лебедев РИА Новости.

«Тогда получится честно — кто ездит, тот платит, кто не ездит, тот соответственно платит меньше», — сказал он.

Руководитель думских либерал-демократов полагает, что такая схема «будет наиболее справедлива для наших граждан».

В свою очередь эсеры считают, что единороссы, которые сами и принимали решение о повышении транспортного налога в два раза, повели себя конъюнктурно, заявив, что предлагают отменить свое собственное решение.

Первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксана Дмитриева сказала, что «Единая Россия» изменила свою позицию, когда стало ясно, что Совет Федерации отклонит законопроект и вернет его на доработку в Госдуму.

До этого единороссы последовательно отстаивали позицию о необходимости повышения налога, сказала она РИА Новости.

При этом, по ее словам, у правительства существуют значительные резервы, чтобы компенсировать регионам недополученные доходы от транспортного налога. По ее словам, на такой случай существуют разные возможности, в том числе средства, предусмотренные на бюджетные кредиты.

Заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин (КПРФ) полностью поддерживает решение вернуть принятый закон в Госдуму для его пересмотра и корректировки, поскольку с самого начала рассмотрения этих изменений выступал против них.

«Решение абсолютно правильное. Оно поддерживает нашу позицию по этому вопросу. Когда я выступал на заседании палаты по принятию этого проекта в первом чтении, то говорил, что этого делать нельзя», — сказал он РИА Новости.

По его мнению, транспортный налог повышать нельзя, поскольку его и так уже сильно увеличили.

«Транспортного налога в прошлом году поступило в пять раз больше, чем налога на имущество физических лиц. То есть, транспортного поступило 53 миллиарда рублей, а налога на имущество — всего 10 миллиардов», — пояснил Штогрин.

По словам депутата-коммуниста, нельзя говорить о том, что из-за отказа повышать транспортный налог в 2010 году бюджеты недополучат большие суммы.

«В следующем году этот закон и не должен был принести каких-то дополнительных доходов, потому что транспортный налог у нас оплачивается в следующем году по ставкам предыдущего. Поэтому в 2010 году налог будет уплачиваться по ставкам, принятым на 2009 год, а уже в 2011 году — по ставкам, принятым на 2010 год», — сказал он.

Кроме того, Штогрин считает, что главный вопрос состоит не в размере налога, а в его собираемости.

«И практика говорит о том, что чем выше налоговые ставки, тем ниже собираемость. А самая высокая собираемость — при разумных ставках. Будут разумные ставки, будут и большая сумма налога», — добавил зампредседателя комитета.

«В 2010 году отклонение этого закона на доходы бюджетов никаким образом не повлияют. А если говорить про 2011 год, то, как у нас говорят, будет день — будет пища», — заключил депутат.

Источник: https://ria.ru/20091117/194165330.html

Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости

Увеличение транспортного налога

Ключевые слова: транспортный налог, ставки налога.

Российская налоговая система включает в себя достаточно большое количество налогов на различных уровнях. Из года в год налоги меняются как по своему составу, так и по своей структуре.

Региональные налоги являются важной неотъемлемой частью доходной базы бюджета субъекта Федерации. Одним из важных региональных налогов является транспортный налог.

Федеральным законом № 110 от 24 июля 2002 г. в раздел IX «Региональные налоги и сборы» Налогового кодекса РФ была введена новая глава 28 «Транспортный налог». Она вступила в силу с 1 января 2003 г.

Транспортный налог заменил часть доходов от уплаты налогов, так из объекта обложения налогом на имущество физических лиц были исключены транспортные средства, а налоги на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств отменены.

Значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов, а, следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу — финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выдвигались предложения, как о полной отмене транспортного налога, так и о включении в розничную цену топлива, об отмене с одновременным ростом акцизов, что опять привело бы к росту цены топлива.

Все предлагаемые варианты реформирования транспортного налога имеют как достоинства, так и недостатки.

Положительной стороной включения налога в цену топлива напрямую либо за счет акцизов можно считать рост поступлений в бюджеты и упрощение налогового администрирования, а также то, что средства будут поступать в бюджеты тех территорий, где транспортные средства реально эксплуатируются, а не туда, где они зарегистрированы. Это позволит транспортному налогу стать налогом за использование дорог, а не налогом на движимое имущество. Следует отметить, что недостатки включения налога в цену топлива весьма существенны. К ним можно отнести рост стоимости проезда в общественном транспорте, увеличение стоимости грузовых перевозок и последующий за ним общий рост цен, а также невозможность обложения налогом видов транспорта, использующих альтернативные виды топлива.

Поэтому в настоящее время предполагается сохранить транспортный налог, а также рассмотреть возможность его снижения при одновременном увеличении акцизов на топливо. Это позволит создать оптимальные условия в части налоговой нагрузки на плательщиков транспортного налога и потребителей топлива.

Для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу определяется в виде мощности двигателя в лошадиных силах.

В других государствах налоговая база по транспортному налогу определяется из иных критериев. Например, транспортный налог в Латвии рассчитывается исходя из полной массы транспортного средства; в Германии он привязан к габаритам автомобиля; в Белоруссии — входит в стоимость бензина, то есть чем больше километраж поездок, тем большая сумма налога уплачивается.

Во Франции налог исчисляется также с лошадиных сил, только не с максимальной мощности двигателя по паспорту, а с номинальной (так называемой «налоговой»). Например, транспортное средство имеет налоговую мощность 40 л.с., с которых и берется налог. В большинстве стран не существует единого транспортного налога.

Вместо него могут взиматься следующие налоги:

—        Налог на имущество — налог, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля. Несмотря на существование подоходного налога, во многих странах взимается и налог на имущество; от этого налога обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога.

—        Дорожный налог — налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс.

—        Экологический налог — налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование незагрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус).

По Налоговому кодексу РФ 101-я л. с. сразу переводит автомобиль в категорию «до 150 л.с»., т. е. автовладельцу 101 л.с. придется умножать уже не на 25 рублей, а на 35. При этом владелец машины с мощностью двигателя в 150 л.с. заплатит по той же ставке.

А владелец автомобиля с мощностью двигателя 151 л.с. уже по 50 рублей с л. с. Так, владелец автомобиля с мощностью автомобиля 100 л.c. заплатит в бюджет 2500 рублей, а за автомобиль мощностью в 101 л.с. перечислит в бюджет 3535 р. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 л.с.

приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 1035 р.

Очевидно, что существующая тарифная сетка по транспортному налогу неадекватна. Градация автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил устарела и нуждается в доработке.

Необходимо внести в закон существенную поправку: считать не по принципу «от и до», а «за каждую дополнительную лошадиную силу».

Если ставка будет единой, то зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Пропорциональное увеличение более понятно и более справедливо.

Можно, например, разбить интервал на более мелкие: от 100 до 120 и от 120 до 150 л.с.

За автомобиль мощностью, например, 154 лошадиные силы будет взиматься налог как за 150-сильный автомобиль плюс добавка за дополнительные лошадиные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой.

Высокие налоговые ставки, так или иначе, касаются каждого. Причем не только из числа автовладельцев, но и простых граждан. Так, увеличение ставок налога для большегрузного транспорта в каком-либо субъекте РФ приведет к увеличению стоимости предметов первой необходимости, в частности продуктов питания, поставки и перевозки которых осуществляют большегрузные машины.

Увеличение налоговой планки должно было бы решить проблему экологии и проблему пробок в крупных городах. Оно будет стимулировать людей покупать более компактные автомобили, которые, меньше загрязняют атмосферу, улучшают ситуацию с пробками и парковками.

По мнению экспертов, нововведения на все эти показатели не повлияют, зато ударят по карману среднего класса. Как отмечают специалисты, проблема экологии никак не зависит от объемов двигателей. Основное загрязнение происходит за счет старых автомобилей, вне зависимости от их литража.

Только убрав эти машины с улицы и заменив их на новые автомобили с системами очистки выбросов, работающих на экологически чистом топливе, можно решить проблему. Транспортный налог здесь не причем.

Более того, высокий транспортный налог сегодня касается новых мощных автомобилей, а именно они в основном работают на экологически чистом топливе.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным способом расчета суммы транспортного налога является ее привязка к габаритам и массе автомобиля. Однако пока речи об изменении расчета суммы налога не идет.

Кроме того, увеличение ставок транспортного налога в настоящее время будет неэффективно. Их планируют поднять с целью повышения поступлений в бюджеты субъектов РФ.

Но при этом на налоговые службы, у которых и в настоящее время возникают трудности по сборам действующих налогов, ляжет дополнительная нагрузка.

Поэтому, прежде всего, необходимо проработать механизм, позволяющий собирать налоги со всех, а не пытаться увеличить налоговую нагрузку на тех налогоплательщиков, которые своевременно платят по счетам. Проблема в том, что рычагов воздействия на граждан у налоговой службы нет.

Если по юридическим лицам ведомство имеет возможность списать суммы со счетов, наложить арест на имущество или заморозить счета, то все, что может налоговая служба сделать в отношении физических лиц, — это обратиться в суд. И даже после принятия решения суда получить налог в казну можно только при участии судебного пристава.

Один из способов повышения собираемости налога связан с модернизацией процедуры техосмотра: его проходят все водители, поэтому во время него удобнее всего проводить контроль за уплатой транспортного налога. Поэтому в июне 2008 года в Государственную Думу был внесен проект поправок к закону «О милиции”, обязывающих ГИБДД проверять квитанции об уплате налога при проведении техосмотра.

Нет сомнений, что принятие такого закона повысит собираемость транспортного налога. Однако, по мнению некоторых юристов, данная поправка противоречит Конституции, так как налог будет ограничивать право пользования собственностью и свободу передвижения.

Таким образом, прежде чем повышать ставки транспортного налога, нужно разобраться с проблемой его собираемости, выяснить причины, по которым она находится на столь низком уровне. Действующая на данный момент система ставок тоже нуждается в доработке. Поэтому необходимо по возможности пересмотреть нашу систему ставок и сделать их более дифференцированными.

Литература:

1.                 Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.                 Пенюгалова А. В. Современные проблемы формирования доходов местных бюджетов и пути их решения//Финансы и кредит, 2010, № 10, 12С

3.                 Тютюрюков Н. Н., Тютюрюков В. Н. Региональные и местные налоговые доходы//Финансы, 2008, № 4, 31С

4.                 http://www.taxportal.ru

Основные термины(генерируются автоматически): транспортный налог, налог, мощность двигателя, чистое топливо, транспортное средство, подоходный налог, налоговая служба, налоговая нагрузка, налоговая база, Налоговый кодекс РФ.

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/4030/

Средство от роскоши

Увеличение транспортного налога

В пятницу, 5 июля, Госдума окончательно приняла законопроект правительства, который введет налог на роскошные автомобили. В ходе рассмотрения документ претерпел ряд изменений, инициированных депутатами Госдумы.

Документ дополняет пункт 2 части 2 статьи 362 Налогового кодекса «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу» фразой «Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента».

Прежде всего депутаты изменили предложенную систему коэффициентов: первоначально были предложены только два множителя — двукратный и трехкратный. В финальной версии законопроекта коэффициентов ставки транспортного налога оказалось шесть.

Для автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей, возраст которых колеблется от 2 до 3 лет, предусмотрен коэффициент 1,1. При аналогичной стоимости, но меньшей давности выпуска (1–2 года) множитель увеличится до 1,3 ставки налога. Если машине всего год, то множитель составит уже 1,5 ставки.

Двукратное повышение налога предусмотрено для владельцев автомобилей стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей. При этом возраст машины должен составлять не более 5 лет.

Трехкратное увеличение ставки транспортного налога вводится на машины в ценовом диапазоне от 10 млн до 15 млн рублей, с момента выпуска которых прошло не более 10 лет.

Такой же коэффициент будет применяться к владельцам машин дороже 15 млн, возраст которых не превышает 20 лет.

Судя по оговоренным в законопроекте срокам выпуска, ретроавтомобили останутся за рамками действия повышенного налога.

Закон вступит в силу 1 января 2014 года.

Расчетом стоимости автомобилей займется Минпромторг. Перечень легковых автомобилей, которые попадут под действие дополнительного налога, будет ежегодно не позднее 1 марта размещаться на сайте ведомства.

Срок выплаты повышенного транспортного налога заложен в пояснениях к каждому коэффициенту. К примеру, двукратное повышение налога ожидает владельцев машин стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей, возраст машин которых составляет не более пяти лет, — увеличенный вдвое налог придется платить в течение пяти лет с момента выпуска машины.

Для налогоплательщика важно только то, находится ли его автомобиль в списке Минпромторга или нет, — первоначальная цена его машины и стоимость на вторичном рынке роли не играют.

К примеру, если человек владеет машиной стоимостью 7 млн рублей, то по новому закону он обязан платить удвоенный транспортный налог в течение пяти лет. Если человек продаст эту машину через четыре года, то налог перейдет новому владельцу, но тот будет обязан оплатить его за год, в который совершена покупка, и еще один год до истечения пятилетнего срока.

Судя по рыночным ценам, начальное повышение транспортного налога затронет большое количество владельцев популярных в России модификаций внедорожников и седанов премиальных марок.

Среди них можно выделить Mercedes-Benz (G-Class, M-Class, GL-Class, S-Classe и другие), BMW (X5, X6, 6-Series, 7-Series), Porsche (911, Cayenne, Panamera), а также Lexus (серии LS и L), Jaguar (XJ, XK), Volkswagen (Phaeton, Touareg), Infiniti (M, QX) и Toyota (Land Cruiser). Максимальное увеличение транспортного сбора относится преимущественно к супер- и гиперкарам марок Ferrari, Aston Martin, Lamborghini, а также представительским седанам Bentley и Rolls-Royce.

К примеру, налог на внедорожник Infiniti QX56 стоимостью от 3,2 млн до 3,4 млн рублей в Москве составит 91,1 тыс. рублей. Столичный владелец спорткара Porsche 911 Turbo, который стоит около 8,3 млн рублей, заплатит 156 тыс. рублей. Москвич, передвигающийся на Ferrari 458 Italia стоимостью около 12 млн рублей, должен будет оплатить налог в размере 256,5 тыс. рублей.

Первоначально российские власти планировали ввести дополнительный налог на роскошные автомобили, отталкиваясь от мощности их двигателей.

В случае принятия документ затронул бы владельцев машин с моторами, мощность которых составляет более 410 л. с.: они платили бы по 300 рублей за одну единицу мощности. По данным Минфина, эта версия законопроекта затронула бы 20 тыс. автовладельцев, 7 тыс. из которых зарегистрированы в Москве.

Данную версию законопроекта не успели внести на рассмотрение Госдумы в отведенный срок, в результате чего от документа полностью отказались.

Впоследствии во властных кругах решили, что следует вводить повышенный налог на машины определенной марки или, как было в итоге решено, машины определенной стоимости.

О необходимости введения таких мер Владимир Путин заявил в конце 2012 года. По плану дополнительное налогообложение должно было быть установлено для машин стоимостью свыше 5 млн рублей, но в мае 2013 года представители Объединенного народного фронта внесли поправку к документу, согласно которой порог был снижен до 3 млн рублей.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что бюджет от налога на роскошные автомобили не выиграет, новую меру стоит воспринимать иначе.

«Если рассматривать это как некий социальный налог, то это нормальный шаг», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.

Аналитик считает, что после введения налога спрос на машины стоимостью свыше 3 млн практически не изменится. «Люди, которые их покупали, будут платить налог и покупать их дальше. Тем более что спрос в этом сегменте достаточно устойчив, даже периоды общего спада на рынке на него не очень влияют», — пояснил эксперт.

Кроме того, специалист считает, что производителям и продавцам автомобилей нет смысла идти на ухищрения, чтобы снизить стоимость машин и обойти нововведение. «Я не думаю, что официальные дилеры, которые представляют производителей, пойдут на уловки — игра не стоит свеч. Репутационный риск куда больше, чем потенциальный выигрыш», — заключил Беспалов.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2013/07/05_a_5414373.shtml

Транспортный налог наращивает мощности

Увеличение транспортного налога

После Нового года транспортный налог в регионах существенно подрос. Обещают познакомить автомобилистов и с новым принципом его расчета. Каких перемен стоит ждать и какой налог устроил бы всех?

Предчувствуя негативные последствия кризиса, регионы решили «поднажать» на автомобилистов и пополнить бюджеты за счет прибавки к транспортному налогу. Каждый субъект определяет эту ставку самостоятельно и практически произвольно, поэтому на сегодня существует аж 80 разных налоговых ставок (одна из самых высоких — в Санкт-Петербурге; самая низкая — в Чечне).

Соответствующие поправки в региональный закон «О транспортном налоге в Московской области» были приняты в окончательном чтении депутатами Мособлдумы в октябре прошлого года. Налоговая ставка для легковых автомобилей до 100 л.с. увеличилась с 3 до 10 рублей за 1 л.с. Для остальных автомобилей и мотоциклов она повысилась на 5,1%.

Не повезло грузовикам и автобусам старше пяти лет: для них транспортный налог теперь установлен на максимальном уровне, предусмотренном федеральным налоговым законодательством. Ожидается, что дополнительные доходы бюджета Московской области от повышения ставок транспортного налога должны достичь 868,5 млн рублей.

Выросли ставки (примерно на 15%) и в других регионах — в Ивановской, Ульяновской, Пензенской, Хабаровской, Волгоградской областях, в Приамурье.

Все выше и выше

На протяжении последних пяти лет транспортный налог стабильно рос. Если поступления в консолидированный бюджет страны в 2008 году составляли 53 млрд рублей, то за последние годы его сумма увеличилась примерно вдвое — до 100 млрд. Как же расходуются эти средства?

Увы, размер сборов напрямую не соотносится с улучшением ситуации в экологии и на дорогах. «Влияние транспортного налога на инфраструктуру, в частности на дорожное строительство, не стоит преувеличивать», — отмечает управляющий директор компании Auto Pro Logistic Леонид Шляпников. Дело и в возможностях местных бюджетов, и в эффективности расходования средств.

Транспортно-логистическая инфраструктура по своей природе требует крупных и долгосрочных инвестиций, кооперации с межрегиональными и федеральными бизнес-структурами. Добиться весомого результата на региональном уровне в текущих условиях невозможно, за исключением отдельных показательных проектов.

Поэтому федеральный бюджет и его инвестиционные проекты продолжают оставаться базовыми и определяющими для инфраструктуры отрасли.

«Транспортный налог впадает маленьким ручейком в полноводную реку, из которой идет финансирование самых различных экологически значимых проектов, — считает первый вице-президент Союза машиностроителей России, зампред комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев.

 — Обычно финансируются экологические инициативы, которые позволяют наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Например, переработка твердых бытовых отходов улучшит ситуацию в городе на 20%, тогда как новые исследовательские проекты в области снижения эмиссий — всего на 2–3%. Логично выбрать первое».

С его точки зрения, при грамотном перераспределении бюджета прямая увязка транспортного налога с решением проблем тех же выбросов не так уж и необходима.

Сам транспортный налог, и особенно принцип его расчета исходя из лошадиных сил автомобиля, давно возмущает как автовладельцев, так и общественные организации. «Мы бьемся с этим транспортным налогом уже несколько лет подряд.

Он не только бессмысленный, но и несправедливый», — отметил Максим Юрченко, координатор межрегиональной общественной организации «Федерация автовладельцев России» (ФАР). К примеру, у автомобилиста есть мощный внедорожник, но он стоит у него в гараже, и он по большим праздникам пять раз за лето вывозит свою семью на прогулку за город.

Или противоположный случай — какой-нибудь «антиэкологичный» старенький «жигуленок» ежедневно перевозит товар в лавку, с пробегом до 70–100 тыс. км.

Кто из них наносит больше ущерба окружающей среде и дорожному покрытию? Максим Юрченко упомянул и мотоциклы: в последнее время мотоциклетный парк в России сильно вырос, но получается, что байкеры вынуждены выплачивать суммы, аналогичные тем, что вносят в бюджет владельцы легковых машин.

Как будем считать?

В этом году автомобилистов обещают познакомить с новым механизмом расчета транспортного налога. Возможно, вскоре основным критерием налоговой величины станет объем двигателя, а не лошадиные силы.

«Кубики» в этом плане являются более прогрессивным фактором, — заявил еще полтора года назад замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.

 — Старые модели имеют меньшую мощность с большим объемом двигателей, чем современные модели с меньшим объемом, но большим числом лошадиных сил».

Исчисление транспортного налога в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля — общемировая практика. «Вызовет ли новая схема повышение налогового бремени — однозначно сказать нельзя», — считает лидер партии «Правое дело» Вячеслав Маратканов.

При таком расчете должны обязательно учитываться экологический класс автомобиля и его возраст, а также понижающие коэффициенты на эти показатели и альтернативные двигатели. Все это в комплексе должно вдохновлять на покупку новых экологически чистых авто и как следствие — стимулировать промышленность.

«Конечно, многие наши соотечественники не могут позволить себе новый экологичный автомобиль, поэтому параллельно должна быть усовершенствована программа утилизации на более выгодных условиях, — отметил эксперт. — Ну и конечно, очень важно контролировать, куда потом направятся собранные средства.

А то зачастую, когда оцениваешь состояние дорог за МКАД, задаешь себе один вопрос: а где собственно мои деньги?»

Депутат Владимир Гутенев считает расчет налога по объему двигателя промежуточным этапом. «Когда-то мы должны будем отойти и от лошадиных сил, и физического размера двигателя.

Налог логично рассчитывать из основы эмиссии и использования экологического топлива «Евро-5» и «Евро-6», — уверен он. — Ведь основная задача — не налогообложение как таковое, а улучшение экологической ситуации в больших городах».

Положительные примеры уже есть: при покупке электромобиля «Тесла» вы можете ввезти его в страну беспошлинно.

Федерация автовладельцев России уже несколько лет предлагает ввести стоимость транспортного налога в стоимость бензина в форме акцизов. Эту идею уже давно поддерживают как автовладельцы, так и часть депутатов Госдумы РФ.

И даже президент Владимир Путин ее одобрил! Но до сих пор вместо полезных и рациональных нововведений, по словам Максима Юрченко, «продолжаются безумства», и от лошадиных сил мы, вероятно, все-таки перейдем к литрам, а не к акцизам.

По данным агентства «Автостат», в России двигатели от 1 до 1,2 л имеют всего 1,8% продаваемых автомобилей.

Малолитражки не без оснований считаются «несолидными» и даже «опасными», учитывая климатические условия и жестокую реальность российских дорог.

В Европе ситуация обратная: желающих платить весомый налог за машину с большим литражом немного, и компактные модели распространены куда больше. Но там и дороги, и доходы другие…

«Растущий транспортный налог ударит по малоимущим, среднему классу, это еще один плюс к подорожанию бензина и стоимости запчастей, — отмечает Максим Юрченко. — Речь идет об огромной стране, не только о Москве, а о регионах, где автомобили экономкласса составляют большую часть автопарка».

Избавиться от старых автомобилей «с карбюраторами» (47% всего автомобильного парка в России принадлежит «железным коням» старше 10 лет) и обзавестись экологичными моделями иностранного производства в условиях падения рынка — задача из области фантастики.

«Наступивший 2015 год станет одним из самых сложных для автомобилистов», — уверена руководитель проектов Русского АвтоМотоКлуба Наталья Акаткина. Впереди не только повышение транспортного налога, но и подорожание автомобилей и автокредитов, рост цен на страхование транспортного средства, запчасти, бензин.

Эти факторы приведут к увеличению стоимости владения автомобилем и, возможно, заставят многих задуматься о целесообразности подобных трат.

Глобальные последствия

Итак, субъекты РФ вправе сами устанавливать транспортный налог. Главное — чтобы он не превышал норму, установленную Налоговым кодексом, более чем в 10 раз. Если в Москве ставка составляет 70 рублей за лошадиную силу в год, то в Смоленске величина ставки — более чем в четыре раза ниже.

Закономерно, что Центральный федеральный округ, где находится больше всего налогоплательщиков (юридических лиц), все равно обеспечивает треть налоговых поступлений. Из них — так же треть — приходится на Москву.

«Таким образом, транспортный налог — один из факторов, который может влиять на процесс принятия собственником транспортных активов решения по локализации своего парка. — отмечает Леонид Шляпников. — В регионах парк размещать сегодня дешевле».

При этом наряду с транспортным налогом с 15 ноября 2015 года будет введен обязательный дорожный сбор с большегрузов весом свыше 12 т в размере 3,70 руб. за 1 км пробега по федеральным трассам.

«В случае повышения транспортного налога и введения дорожных сборов на фоне дорожающего топлива и импортных комплектующих себестоимость у коммерческого перевозчика большегрузным транспортом вырастет на 20–35% уже во второй половине 2015 года, — считает эксперт.

 — Это скажется на транспортном тарифе, который вырастет не менее чем на 5–7% уже в I квартале».

Подавляющая масса потребительских товаров импортируется и развозится до конечной точки реализации автомобильным транспортом. Поэтому повышение налогов и сборов с транспортных компаний через 1–3 месяца после введения подобных мер отразится на розничных ценах для потребителей.

Пока падает рубль, а вместе с этим растут инфляция и, как ни странно, цены на бензин, перспективы ведения транспортно-логистического бизнеса выглядят туманно.

Очевидно, что отрасль требует мер по ее поддержке.

«В этом смысле рационально было бы отложить введение дополнительных сборов и роста налогов для участников рынка и вместе с этим заняться регулированием рынка», — добавляет Леонид Шляпников.

Большинство перевозчиков в России (более 70%) — это мелкие ТЭК с парками до пяти автопоездов, которые часто уходят от уплаты налогов, именно это и приводит к недостаточным сборам в местные бюджеты. Сейчас жизненно необходимо, чтобы государство регулировало отечественный рынок грузоперевозок.

В этом помогут партнерство с бизнесом и борьба с «черными» и «серыми» перевозчиками. Крупные и средние компании, которые платят налог, не могут конкурировать с частниками, которые уходят от их уплаты. Правила игры должны стать единообразными, прозрачными, цивилизованными и рациональными.

В этом случае рынок будет саморегулироваться, что приведет к формированию адекватных транспортных тарифов.

Это правильное решение

Станислав Емельянов, заместитель генерального директора разработчика и производителя системы спутникового мониторинга транспорта компании Omnicomm

На мой взгляд, ситуация с повышением транспортного налога — это первый серьезный шаг к переходу к так называемой экологической налоговой выплате. Все мы прекрасно понимаем, что, приняв один закон, мы не избавимся от ряда экологических проблем, но решение, безусловно, будет способствовать снижению вредных выбросов.

Это неверное решение 

Денис Смольянов, главный редактор Авто Mail.Ru

В настоящий момент транспортный налог в России не несет никакой другой функции, кроме сбора денег с водителей. Более того, он практически не стимулирует их к покупке автомобилей с современными двигателями. Налог в нынешней форме лишь пытается ограничить покупку машин с мощными моторами.

Тем не менее к экологии такие ограничения имеют только опосредованное отношение. Ведь какой-нибудь Porsche с современным высокотехнологичным агрегатом выбрасывает меньше вредных веществ, чем двадцатилетние «Жигули». Между тем наказывают рублем именно владельца Porsche.

Где справедливость?

Источник: https://iz.ru/news/582372

Под крылом закона
Добавить комментарий